Принципы составления бухгалтерской отчетности: технология составления ТСБО
Залог успешного функционирования компании и отсутствия претензий со стороны проверяющих органов – тщательное составление бухотчетности. Она фиксирует реальную картину успешности и стабильности компании или, напротив, наличия больших проблем.
Зачем составляется бухгалтерская отчетность
Актуальность и прозрачность сведений о финансовых операциях – гарантия лояльности проверяющих организаций и доверие иных внешних пользователей. К их числу относятся государственные структуры, ревизоры, кредиторы и потенциальные инвесторы.
Внутренние пользователи в итоге получают эффективный инструмент определения эффективности предприятия, составления долгосрочных прогнозов.
Как подается отчетность некоммерческих организаций в Минюст.
Содержание отчетности
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности организации.
Список форм регламентируется Законом РФ N 402-ФЗ. Сюда входят: бухгалтерский баланс, отчет о:
- полученной выручке и понесенных убытках;
- изменении, инвестировании и перемещении капитала;
- активах, инвестициях, наличии задолженностей;
- имеющемся пакете акций и наличии резервов;
- объемах продаж и т.д.
А также заключение тщательной аудиторской проверки о реальности цифр, обозначенных в документации и пояснительная записка.
Как проверить патент, принимая на работу граждан других государств? Для этого необходимо зайти на официальный сайт запросов на легитимность различных документов, Управления Федеральной Миграционной Службы, и за пару минут получить ответ на интересующий вопрос.
Как определить объект налогообложения?
Принципы и формулы ПСН: читайте далее.
Бизнес для женщин: креативные идеи.
Международные и российские стандарты
Интенсивные процессы интеграции российских предприятий в мировую экономику требуют перевода бухгалтерской отчетности в формат международных стандартов, единого подхода к управлению бизнесом.
Преимущества подобной трансформации:
- Привлечение иностранных инвесторов, испытывающих большее доверие к более понятному для них и прозрачному формату документации. Достижение максимального взаимопонимания в работе с зарубежными партнерами. Поиск иностранных инвесторов без перевода отчетности на формат МСФО попросту невозможен.
- Повышение эффективности участия в торгах на ведущих фондовых биржах мира, так как именно такой формат бухгалтерской документации, представляемой иностранными эмитентами, допускается для определения курсовой стоимости ценных бумаг.
- Оптимизация в направлении большей информативности документации и практической пользы при принятии важных решений;
- Включение в консолидированную отчетность материнских компаний;
- Оптимизация системы управления любой компанией.
Благодаря внедрению МСФО организации смогут выбирать оптимальные именно для них способы расчетов и учета.
Различия международных и российских норм
Следует обозначить ключевые несовпадения международных стандартов финансовой отчетности и российских стандартов бухучета. Речь идет также о разнице показателей при оценке прибылей и убытков.
Основные отличия
Отличия | РСБУ | МСФО |
1. Отчетный период | Отчет формируется по итогам работы за отчетный год: с 01.01. по 31.12. | Нет привязки к календарному году. Требуется сопоставимость отчетных периодов. |
2. Определениеотчетной даты | Отчетная дата — последний календарный день отчетного периода | Составление финансовой отчетности – минимум раз в год без привязки к конкретной дате. Констатация факта неполной сопоставимости отчетов позволяет указать оптимальную отчетную дату. |
3. Использование понятия «профессиональное суждение» | Не применяется совсем. Отчеты составляются исключительно на основании первичного документа | Активно применяется, например, при: подборе ставки дисконтирования; анализе денежных потоков;определении различных критериев: величины ликвидационной стоимости, метода амортизации и т.д.;составлении договоров аренды и т.д. |
4. Способ отражения финансовой деятельности | Основной упор делается на юридический аспект, правильное оформление документации. Экономическая составляющая, как правило, не учитывается. Разница подходов РСБУ и МСФО приводит к несовпадению показателей прибылей и убытков. | Приоритет аспекта экономического над юридическим |
5. Дисконтирование для оценки активов при учете временной стоимости денег | Почти не применяется
В документации операции не фиксируются. Актив учитывается по номинальному объему платежей. При таком подходе возможны значительные расхождения с реально существующими данными |
Активно используется для: обеспечения инвесторов актуальной финансовой информацией; измерения стоимости активов; при отсрочке расчета дисконтированной стоимости отложенной оплаты. |
6. Учёт финансовых вложений | Рассчитываются с учетом первоначальной стоимости. Дисконтирование, как правило, не используется.В итоге возможны значительные искажения в отчете. | Учёт осуществляется по справедливой или амортизированной стоимости. В последнем случае применяется эффективная процентная ставка |
7. Справедливая стоимость для оценки обязательств и активов | Учет осуществляется по исторической стоимости | Широко применяется для точной оценки перспектив и обеспечения инвесторов достоверной информацией. «Справедливая стоимость» – надежный инструмент измерения текущей рыночной стоимости |
8. Обесценение активов | Тестирование активов и основных средств законодательно не прописано и не входит в перечень обязательных процедур.В результате происходит завышение балансовой стоимости активов. Достоверность отчета при этом может быть подвергнута большому сомнению. | Производится тестирование активов на обесценение, чтобы показатели балансовой стоимости активов не превысили показатели прибыли от их использования или реализации. |
9. Принцип соразмерности доходов и расходов | Практически не соблюдается, что неизбежно приводит к нарушениям и искажению достоверности отчетов. | Стандарты МСФО, позволяют производить учет на основании принципа соответствия доходов и расходов.Учет расходов производится при тщательном их сопоставлении с получаемыми прибылями. |
10. Последовательность предоставления финансовой отчетности | Изменение содержания и формы бухгалтерского отчета возможно лишь в исключительных случаях | Возможны отступления от стандартного порядка для наиболее достоверного и адекватного отражения финансовых операций |
11. Существенность и агрегирование | Финансовые данные при несущественности фиксируются в виде общей суммы. | Если содержание статьи не является поводом для её обособления, она может быть объединена с другими разделами отчета |
Особенности составления
Ведение бухгалтерской отчетности – скрупулёзный и очень ответственный процесс, требующий соблюдения определенного алгоритма действий.
Бизнес с минимальными вложениями: пример с расчетами.
Бизнес-план салона красоты: путь к успеху.
Понятие спецрежимов налогообложения: читайте тут.
Правила
- Тщательный подготовительный период.
- Рядом с исправлением должна быть зафиксирована дата его внесения и подпись лица, внесшего коррективы.
- При отсутствии цифры ставится прочерк.
- Отчетность формируется за отчетный год: с 01.01. по 31.12.
- Запрещается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков за исключением оговоренных законодательными актами случаев.
- Сопоставимость текущей отчетности с данными в предыдущих отчетах.
- Соблюдение норм оформления документов:
- наличие подписи главного бухгалтера и руководителя организации;
- наличие аудиторского заключения (при необходимости проведения аудита);
- отсутствие помарок и ошибок.
Принципы
При формировании документации следует руководствоваться следующими основными принципами:
- достоверность (отображение реального положения дел);
- нейтральность (отсутствие субъективных оценок и выборочного предоставления информации);
- соответствие: учет окупившихся расходов в форме обязательств, перевод будущих расходов в издержки;
- учет финансовых операций по начислению;
- консерватизм: обоснованность и объективность информации, использование достоверных данных о реально полученных доходах без искажений и подтасовок;
- разумность: отсутствие излишней детализации данных.
Этапы
Рекомендуем ознакомиться с этим видео:
Алгоритм создания бухгалтерской отчетности предполагает следующие действия:
- подготовка первичной документации;
- инвентаризация имеющегося имущества и финансовых обязательств;
- определение достоверности данных в первичных учетных документах;
- оценка имущественных статей;
- проверка счетов, исправление ошибок;
- закрытие счетов с дальнейшим определением размера чистой прибыли, объема продаж продукции, реализации услуг, эффективности непрофильных видов деятельности;
- реформация баланса для распределения полученной прибыли (списания убытков) в виде обнуления сальдо 31.12. отчетного года;
- составление оборотной ведомости с внесением необходимых корректировок.
логия составления
Ведение бухгалтерской отчетности предполагает:
- Соблюдение обозначенных принципов ведения отчетности.
- Четкое соблюдение этапов отчетности.
- Выполнение процедур, предваряющих заполнение форм.
- Соблюдение регламента.
- Проведение аудита.
- Анализ отчетности.
Технология выполнения бухгалтерской отчетности предполагает соблюдение правил и определенного регламента.
Правила заполнения бухгалтерского баланса по форме №1
Заполнение таблиц на двух страницах:
- с данными об активах на одной;
- с информацией о пассивах (обязательствах) на другой.
При этом учитываются текущий отчетный период и два предыдущих. На бланке заполняются следующие разделы:
- шапка отчета с указанием даты составления баланса, названием и реквизитами организации;
- таблица всех активов;
- таблица пассивов;
- проверка совпадения активов и пассивов.
Правила создания отчета о прибылях и убытках по форме №2
- Обозначение отчетного периода.
- Информация о предприятии.
- Используемая единица измерения.
- Информация о доходах и расходах организации за текущий и предшествующий отчетные периоды.
- Данные об обязательствах и налоговых активах.
- Точная дата составления отчета.
- Подпись директора предприятия и главного бухгалтера.
Периодичность
Оформление отчетности осуществляется не менее одного раза в год. Регламент конкретной компании может предусматривать более частую периодичность: каждый месяц, ежеквартально, раз в полгода или девять месяцев.
Полная инструкция по составлению бухгалтерской отчетности содержится в Приказе Министерства финансов РФ №115 от 19.10.1995.
Аудиторские проверки
Аудит обязателен для следующих организаций:
- ОАО;
- банки;
- страховые компании и биржи;
- организации, прибыль которых за предыдущий отчетный период оказалась больше 400 млн рублей;
- компании с суммой активов более 60 млн рублей (в прошлый отчетный период).
Типы аудиторских проверок: обязательные и инициативные, выборочные и сплошные, тематические и комплексные. Проверке подлежат все отчетные документы, достоверность и соответствие различных показателей;
Анализ финансовой отчетности
Определяется уровень успешности предприятия, объем её активов и рациональность их использования, эффективность менеджмента.
Анализ бухгалтерского баланса определяет:
- объем активов, их ликвидность, обеспеченность ими обязательств организации;
- источники активов;
- определение взаимосвязи пассивов и активов;
- эффективность организации в плане генерирования, сохранения и наращивания капитала.
Анализ прибылей и убытков определяет:
- наличие резервов для наращивания прибыли;
- уровень рентабельности;
- динамику чистой и балансовой прибыли;
- факторы, влияющие на прибыль.
Требования к готовой бухгалтерской отчетности
Необходимо учитывать данные всех подразделений, входящих в структуру организации.
Перечень ключевых требований к отчетности:
- документация должна составляться на русском языке;
- данные предоставляются в валюте РФ и фиксируются в тысячах (миллионах) рублей без десятичных знаков;
- отрицательный показатель помещается в круглые скобки;
- наличие прочерка при отсутствии значений;
- сопоставимость показателей, относящихся к разным отчетным периодам;
- отсутствие зачета между активами и пассивами.
Важность достоверного, прозрачного, составленного по всем канонам бухгалтерского отчета сложно переоценить.
Именно в таком документе нуждаются внутренние и внешние пользователи. Имея на руках реальные данные проще наметить перспективы развития предприятия, повысить эффективность его работы, совершить работу над ошибками.