Как выполняется составление и использование бухгалтерской отчетности?
Развитие рыночной экономики и появление множества видов коммерческой собственности стали причиной изменения бухгалтерской отчетности и учета. Независимо от интересов и особенностей государства, основная задача бухгалтерского отчета – описание обязательств и фонда компании, ее прибыли и убытков.
Предназначение бухгалтерской отчетности
В бухгалтерском отчете отражаются сведения о финансовой состоятельности компании. Государство с помощью него ведет контроль над деятельностью коммерческих фирм и регулирует гражданско-правовые отношения.
Основной документ, регламентирующий составление бухгалтерского отчета – Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99. Согласно ему предприятие обязано подавать подлинные данные о своем финансовом состоянии.
Бухгалтерский отчет показывает итоги работы фирмы за отчетный период. На его основе можно понять характер и финансовые итоги работы компании, размеры прибыли или убытка и перспективы на будущее. Субъекты рынка изучают бухгалтерскую отчетность, преследуя разные цели:
- инвесторов интересует перспектива развития фирмы;
- партнерам важно своевременное погашение долгов;
- акционерам необходимо знать рыночную цену акций и размеры дивидендов.
Каждая организация должна составлять два отчета: один для налоговой инспекции, второй для других субъектов рынка.
В налоговую инспекцию подают декларации и справки по налогам, которые платит фирма.
Состав бухгалтерской отчетности
Фирма обязана регулярно предоставлять бухгалтерские отчеты согласно принципу безостановочности своей работы.
Современный рынок позволяет использовать бухгалтерскую отчетность в большинстве случаев внешними субъектами: партнерами по бизнесу, государственными инспекциями, инвесторами и кредиторами, акционерами.
Отчет дает важные и правильные сведения, которые помогают принимать финансовые и управленческие решения.
Как инвесторы могут помочь новому бизнесу?
Узнайте, как написать бизнес-план.
Как открыть Макдональдс по франшизе?
Отчетность различается сроками проверяемых периодов и бывает:
- годовая – за прошедший год с 1 января до 31 декабря включительно;
- промежуточная – за полугодие, квартал или месяц.
По своему составу они отличаются друг от друга. Промежуточный отчет состоит из баланса предприятия и отчета о прибыли и убытках. Годовой отчет требует еще заполнения отчетов о перемещении средств и изменении капитала, приложения, пояснительной записки и аудиторского заключения.
Последнее необходимо только для фирм, чья деятельность согласно законодательству должна оцениваться обязательной независимой аудиторской проверкой.
Принципы и порядок составления
Финансовые отчеты составляют на основе следующих принципов:
- в отчете содержатся правдивые и полные данные о деятельности фирмы;
- в отчет включают только показатели, непосредственно влияющие на решение субъектов рынка, партнеров и инвесторов;
- информацию, содержащуюся в бухгалтерском отчете, проверяют незаинтересованной аудиторской проверкой;
- для предоставления бухгалтерского отчета существуют строгие сроки;
- бухгалтерский отчет доступен и открыт для изучения всем заинтересованным пользователям.
Бухгалтерский отчет составляется на основе специальных стандартов. Эти стандарты изложены в ПБУ 4/99, Приказе Минфина от 22. 07.2003 г. № 67н и Плане счетов.
Здесь описана технология составления бухгалтерской отчетности.
При обнаружении ошибки в отчете производят записи:
- если отчетный период еще не закончился, то записи производятся по соответствующим счетам месяца, когда неточности были обнаружены;
- если отчетный период уже завершился, но отчет еще не утвержден, то записи исправлений делают от декабря месяца отчетного периода;
- если бухгалтерская отчетность уже утверждена, то исправления делать в ней нельзя.
Для сдачи бухгалтерской отчетности установлены строгие сроки, нарушать которые нельзя:
- годовой отчет подают не ранее 60 дней после завершения отчетного периода, но не позднее 90 дней;
- промежуточный отчет подают в течение 30 дней после завершения отчетного квартала.
Бизнес с нуля: возможно ли?
Магазин детской одежды: российские франшизы.
Как выбрать франшизу визового центра? Читайте.
Последний календарный день отчетного периода – это отчетная дата для составления финансовой отчетности. Новые организации начинают вести отчет с даты регистрации фирмы до 31 декабря.
Если фирма была создана после 1 октября, то отчетным периодом будет срок до 31 декабря следующего года.
Утверждается бухгалтерская отчетность следующим образом:
- подписывает ее главный бухгалтер и руководитель;
- если бухгалтерию компании ведет сторонний человек или фирма по договору, то отчет подписывает руководитель компании и руководитель фирмы или человек, ведущий бухгалтерию.
Использование и анализ бухгалтерской отчетности
С помощью анализа бухгалтерского отчета можно:
- проанализировать настоящее финансовое положение фирмы и сделать прогноз развития;
- определить, с какой скоростью развивается предприятие;
- обнаружить доступные средства и наиболее эффективно их использовать;
- сделать прогноз положения организации на рынке капитала.
Существует несколько приемов и методов анализа бухгалтерской отчетности:
- Временной анализ позволяет сравнивать каждую позицию отчета с позициями предыдущего отчетного периода. Это позволяет определить скорость роста или снижения развития предприятия.
- Структурный анализ производят путем высчитывания доли каждой из статей отчета и перевода ее в проценты. Он полезен для межхозяйственной сверки, с помощью него можно увидеть структурные изменения показателей.
- Анализ тренда производится путем сравнения всех позиций отчета сразу с несколькими предыдущими периодами. Он определяет основную динамику данных отчета. Тренд позволяет делать прогнозы на развитие фирмы.
О бухгалтерской отчетности организаций рассказано в этом видео:
Финансовая отчетность коммерческой фирмы состоит из двух составляющих:
- расчеты и анализ результатов;
- определение факторов, затрудняющих изучение бухгалтерской отчетности.
Усложнить оценку отчета могут структурные изменения внутри фирмы, изменение ОПБУ, переход на новую систему налогообложения, смена метода бухгалтерского учета.
Изучение и анализ расчетов бухгалтерского отчета состоит из:
- трендового, временного и структурного анализов;
- изучения финансовых коэффициентов;
- оценки перемещения финансовых средств.
Самостоятельно ни один метод анализа финансового отчета не даст достаточного количества информации для составления достоверных сведений о настоящем положении организации.
Поэтому для полного и качественного анализа требуется применение всех перечисленных методов.
Грамотное ведение бухгалтерского учета, изучение и анализ отчетности позволяют минимизировать издержки предприятия, выявить доступные средства на развитие бизнеса, найти инвесторов и партнеров для долговременного сотрудничества.
Немаловажным фактором является отсутствие штрафов за несвоевременную подачу бухгалтерской отчетности. Все это способствует повышению эффективности бизнеса и увеличению прибыли предприятия.
Бухгалтерская отчетность- это очень важный и серьезный момент в любом бизнесе и не всегда хозяин бизнеса может сам разобраться с отчетами, не привлекая квалифицированного бухгалтера. Еще момент, нужно четко помнить о сроках подачи отчетности, иначе будут применяться штрафы, а платить их не очень приятно, ведь это ущерб для вашего бизнеса. Так что нужно всегда помнить о подходящих сроках.
Уже несколько лет работаю в бухгалтерском учете и пожалуй регулярная проблема на данный момент, это постоянные изменение в налоговом кодексе.
В связи с этим профессия бухгалтера обязывает постоянно самообразовываться и держать руку на пульсе обо всех изменения связанными с уплатой налогов.
На мой взгляд одна из самых ответственных должностей в любой компании.