Бланки строгой отчетности – что к ним относится: перечень первичных документов в бюджетных учреждениях
Многие юридические лица и отдельные бизнесмены имеют право производить расчёты без применения кассовой техники. Это объясняется спецификой их деятельности.
Чтобы расчёты наличностью или расчёты платёжными карточками были проведены правильно и законно, необходимо использовать бланки строгой отчётности (БСО). Кассовый ордер, который прописан в бухгалтерском реестре, как “приходный” не является документацией строгой отчётности.
Когда используются и в каком порядке такие бланки
Правом применения БСО пользуются бизнесмены, которые предоставляют различные услуги людям.
Все формы, которые действуют в современном бухгалтерском учёте, должны быть утвержденными в Министерстве Финансов РФ и согласованы с ГМЭК. Данный документ можно выдавать при расчётах во время продажи какого-то товара или во время оказания услуг.
Налоговые органы в определённых случаях требуют использование в работе кассовых машин или БСО не только от бизнесменов, которые выступают в роли продавца, но и от предпринимателей, которые выступают в роли покупателя.
Это мотивировано тем, что применение данного документа или ККМ распространяется на всех ИП и организации, которые ведут денежные расчёты, независимо от того, будет это продавец или покупатель.
Как и зачем нужно утверждать бланки строгой отчетности
Многая документация строгой отчётности, применяемая в настоящее время на предприятиях и в бюджетных организациях, является утверждённой федеральными органами.
Если юридическое или физическое лицо самостоятельно разработало документ и хочет сделать его БСО, тогда необходимо издать Приказ, который остаётся для работы внутри предприятия.
Такие бланки не нужно регистрировать в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
В Приказе следует указать весь список разработанных документов и указать, на кого возлагается ответственность за бесперебойное обеспечение такими бланками. Эти обязанности могут выполнять главный бухгалтер или другой специалист. Образец бланков подшивается к Приказу.
Утверждать самостоятельно разработанные БСО необходимо для того, чтобы налоговые органы могли вести учёт по деятельности предприятия, связанной с денежным оборотом.
Если такие документы не утвердить в установленном порядке, тогда ИФНС может наложить штраф предприятию за использование бланков, не прошедших регистрацию.
Порядок утверждения бланков
Сначала организация должна разработать документ, чтобы в нём были все необходимые реквизиты. После этого издаётся Приказ в свободном порядке, в котором указывается список принятых БСО и прописывается, на кого из специалистов возлагается ответственность за приобретение и ведение данного документа.
Представлять документы для регистрации должны специалисты, которые занимаются их учётом, так как они должны иметь представление, для чего такие документы необходимы на предприятии и по первому требованию налоговых сотрудников, должны это объяснить.
Узнайте, как правильно составить бизнес-план.
Как подается заявление о переходе на УСН?
О том, как составить бизнес план автосервиса, читайте здесь.
На следующем этапе необходимо обратиться в ИФНС и предоставить такие документы:
- свидетельство о регистрации предприятия или компании;
- действующий Устав предприятия;
- список БСО, которые предназначены на утверждение и непосредственно сами формы;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Когда документы будут предоставлены в налоговую инспекцию, должно пройти от пяти до семи дней, чтобы специалисты ИФНС произвели регистрацию документов в своём реестре. После этого на руки бизнесмена выдаётся бумага, подтверждающая регистрацию БСО.
В ней, по сравнению с документом, который уже является утверждённым в Минфине РФ, не будет таких сведений:
- информации об утверждении;
- кода формы по ОКУД.
Но наличие этой информации является не принципиальным, поэтому бланки без этих сведений будут правильными и пригодными для учёта движения денежных средств. Теперь этими бланками можно пользоваться.
Учёт производится в специальной книге учёта, как документации строгой отчётности.
Какие бланки уже относятся к утвержденным
К утверждённым, как БСО, относится такая документация:
- Туристические путёвки. Необходимы для туристических фирм, которые производят реализацию путёвок для отдыха в разные страны, а также в дома отдыха и санатории внутри страны.
- Экскурсионные путёвки. Используются компаниями, которые предлагают населению услуги по организации экскурсий в разные города и по их достопримечательностям.
- Театральные билеты, билеты для кинотеатров и абонементы культурных учреждений. Такие БСО используются в театрах, кинозалах и других учреждениях культурного значения.
- Квитанции (сохранные), выдаваемые ломбардами. Необходимы для учёта принятых у населения драгоценностей и выданных денег под их залог, или при скупке украшений.
- Квитанции о приёме багажа и квитанции на провоз ручной клади. Данные документы необходимы для регистрации услуг, предоставленных пассажирам разного транспорта (жд., авиа, морского транспорта и др.).
- Билеты на перевозку пассажиров в общественном транспорте. Необходимы транспортной компании для учёта денежных средств, которые находятся в обороте и для учёта обслуживаемых пассажиров.
- Железнодорожные, авиабилеты и другие проездные документы по перевозке населения. Такие документы должны быть в транспортной компании, которая предоставляет услуги по перевозке пассажиров данным видом транспорта.
В бюджетных (государственных) организациях БСО являются доверенности, которые выдаются для приобретения продуктов питания или материальных ценностей. Такие бумаги регистрируются в специальном журнале учёта и выдаются под роспись ответственного специалиста. Подробнее об этом и других аспектах рассказано в следующем видео:
Также к ним относятся трудовые и дипломные книжки и другие бланки, которые изготавливаются в типографии по утверждённому типу.о
Такая документация должна содержать цифровую идентификацию, буквенную серию и должна быть утверждёна нормативно-правовым документом органов власти.
В коммерческих компаниях к документации строгой отчётности относятся:
- дипломные корочки и приложения;
- трудовые корочки и их вставки;
- чековые книжки.
Обязательные реквизиты для данной документации
Такая важная документация должна содержать обязательную информацию:
- наименование бумаги, цифровой идентификатор (шесть цифр) и серийный идентификатор;
- наименование предприятия и его организационно-правовую форму;
- адрес организации;
- ИНН, который присвоен в ИФНС;
- вид предоставляемых услуг;
- стоимость в рублях;
- должен быть указан размер оплаты наличностью или применяется использование платёжной карты;
- должность, Ф.И.О. лица, которое является ответственным за совершение данной операции;
- подпись ответственного лица;
- дополнительные данные, которые организация хочет указать.
Как написать бизнес-план для маникюрного салона?
Как составляется годовая бухгалтерская отчетность?
Пример бизнес-плана кондитерской пекарни с расчетами.
Итоги статьи
- БСО – это бланки, которые используют организации и ИП для произведения денежных расчётов.
- Данные документы необходимы организациям, которые в силу своей специфической деятельности не могут использовать ККМ.
- Все БСО должны быть утверждены.
- К утверждённым бланкам в Минфине РФ относятся разные билеты, квитанции, путёвки и другие документы.
- Каждый такой документ должен иметь определённые реквизиты.
Также читайте про то, как проводится проверка патента на действительность.