Российский список лучших франшиз: анализ рынка и критерии выбора

1

Что такое франшиза и как она работает (от фр. «franchise» — льгота) – это, по сути, «взятая напрокат» торговая марка, продукт или система ведения бизнеса, который уже успешно развивается.

Тот, кто продаёт франшизу, является франчайзером, а покупающий и использующий её – франчайзи.

Виды и функции франшиз

Сегодня выделяются несколько основных типов франчайзинга:

  • покупатель франшизы приобретает право на реализацию определённой продукции франчайзера, используя его бренд (Манго, Бенеттон и др.);
  • приобретается право на производство товаров (можно продавать технологии ведения бизнеса, товарный знак; например, компания КокаКола);
  • покупается право на открытие бизнеса в статусе франчайзера (франчайзи имеет право использовать все атрибуты компании; пример – Макдоналдс).

Как правило, при покупке франшизы платится первоначальный (паушальный) взнос и далее выплачиваются ежемесячные проценты (роялти). У каждой франшизы они, конечно, разные.

Ситуация в России

В России франчайзинг, как сфера развития бизнеса, существует уже более двадцати лет (первое кафе по франшизе открылось в 1992 году). Самым ярким примером франчайзинга могут служить рестораны «Макдоналдс». За столь длительный период российский франчайзинг окреп и развивается дальше, происходит много разных событий:

список франшиз

Одна из популярных американских франшиз — рестораны McDonald’s.

  • создан фонд поддержки «Лайф франчайзинг»;
  • разработана программа соинвестирования франайзинговых проектов;
  • в 1997 году создана Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) и др.

Некоторые российские банки разработали кредитную программу в поддержку предпринимательству. Сфера франчайзинга в России постепенно растёт, несмотря на все неблагоприятные условия, которые существуют в российской экономике.

маникюрный салонКак открыть маникюрный салон? Читайте здесь.

Как выбрать систему налогообложения для ООО?

Регистрация ИП онлайн: читайте на нашем сайте.

Лучшие франшизы

Часто в СМИ и на интернет-ресурсах публикуются топы и рейтинги лучших франшиз, критерии оценки которых могут быть разными, поскольку нюансов множество. Эксперт расскажет, как выбрать лучшую франшизу под индивидуальные критерии:

Например, журнал «Forbs», оценивая франшизы по двум показателям: годовая выручка и рентабельность (соотношение прибыли и стартовых вложений), исследовал сто франчайзинговых компаний, каждая из которых должна была отвечать трём требованиям:

  • работать на отечественном рынке не менее полутора лет;
  • иметь не меньше тридцати точек продаж;
  • изначальные расходы на одну точку не должны были превышать 300 000 рублей.

В результате в пятёрку лучших вошли:

список российских франшиз

Шоколадница — сеть российских кофеен.

  1. «Феликс» (производство офисной мебели с рентабельностью 40 %).
  2. «Перекрёсток» (торговая сеть, ассортимент продукции поставляет франчайзер).
  3. «Позитроника» (магазины по продаже цифровой техники и компьютеров, прибыль уже через три-четыре месяца работы).
  4. «InCity» (магазин женской одежды, нет взносов и роялти, есть рассрочка до года).
  5. «MrDoors» (мебельное производство; если выполняется план продаж, то в регионе фирма остаётся вне конкуренции).
  6. Франшиза Фикс-прайс (магазины розничной торговли эконом-класса).

Кроме того, в России существует национальная премия «Golden Brand», которой награждают лучшие франшизы. И это тоже определённый статус и известность фирмы. Отбор здесь ведётся по двум критериям:

  • объём бизнеса;
  • рентабельность (учитывается и доля на отечественном рынке).

Популярными также являются франшизы кондитерской с готовыми бизнес-планами. А также бизнес-планы мебельных салонов.

Эксперты анализируют финансовую отчётность, информацию из сторонних источников. Здесь в пятёрку лидеров вошли:

франшизы Россия

33 пингвина — итальянское мороженое.

  1. Франшиза Инвитро — золотой статус (оказание медицинских услуг, проведение лабораторных исследований).
  2. «33 пингвина» (оригинальное итальянское мороженое).
  3. «Шоколадница» (сеть кофеен).
  4. «ТМК» (реализация оборудования и электроинструментов).

Но, конечно, топ лучших франшиз для потенциального франчайзи будет свой, поскольку здесь параметров оценки может быть гораздо больше и важными могут быть совсем другие детали.

Как приобрести франшизу?

Если вы задумали выкупить франшизу, то нужно учесть много важных моментов:

  • где планируется открыть бизнес,
  • в какой сфере вам легче продвигать бизнес,
  • каковы личные навыки и знания в выбранной сфере,
  • сколько нужно будет вложить в него средств,
  • каковы условия франчайзера,
  • срок окупаемости франшизы,
  • перспективное развитие бизнеса.

клинингКак открыть клининговую компанию? Читайте здесь.

Как получить патент для организации?

Упрощенная система налогообложения: в чем выгода?

Плюсы и минусы франшизы

Плюсы франшизы Минусы франшизы
1 Известность арендуемого бренда Высокая стоимость франшизы
2 Быстрое развитие бизнеса Жесткие требования по выполнению франшизы
3 Обучение, поддержка и консультации Условия договора могут быть не слишком выгодные для покупателя, поскольку создаются, чтобы защитить интересы франчайзера
4 Меньше затрат на рекламу Ограничения в сфере развития бизнеса
5 Чёткое разграничение территории – нет угрозы конкуренции Риск банкротства работодателя, а вследствие этого- упадок собственного развития франшизы
бизнес план франшиза

Перекресток — крупная сеть супер- и гипермаркетов.

Приобретая франшизу, стоит посоветоваться с юристом и обратить внимание на детали договора.

Например, зачастую франчайзеры придерживаются жестких требований к покупке сырья или расходных материалов для бизнеса только у определённых поставщиков.

А это бывает дороже, и сократить расходы за счёт прямых поставок у более экономически выгодного поставщика не удастся.

К тому же, соблюдение договора франчайзинга, как правило, отслеживается весьма жестко, вплоть до лишения лицензии или штрафных санкций.

На российском рынке львиная доля самых известных и популярных франшиз – это иностранные франчайзеры (в основном – сфера торговли, общественного питания).

Эти бренды на виду и сразу привлекают внимание. Сейчас ситуация меняется: число отечественных брендов, предлагающих свои франшизы, растёт. Однако если смотреть в целом на развитие отечественной франчайзинговой системы, то можно отметить, что эта бизнес-сфера пока невелика. Во многом тормозит развитие отсутствие законодательной базы и экономические особенности России.

Несколько лучших российских «антикризисных» франшиз

Бренд Сфера, особенности Срок окупаемости Вложения Прибыль (в месяц)
1 «Клаустрофобия» Индустрия развлечений, организация квестов. Уникальность, свежесть идеи. 3 – 8 месяцев От 1 млн. руб. 300 000 руб.
2 «360°» Индустрия развлечений, аттракцион виртуальной реальности на основе очков(Oculus Rift DK2). Без роялти и паушального взноса. 1-2 месяца 90 000 – 180 000 руб. 200 000 руб.
3 «Научное шоу профессора Николя» Индустрия развлечений: детское познавательно-развлекательное шоу 6 – 12 месяцев От 250 000 руб. 400 000 руб.
4 «Комод» Сеть ломбардов 12- 36 месяцев От 2 млн. руб. % от кредитного портфеля
5 «Killfish» «Килфиш» — сеть алкогольных дискаунт-баров 10-14 месяцев 2 — 6 млн.руб. (паушальный взнос – 600 000 руб., роялти – 6%) 600 000 руб.
6 «Суши порт» Общепит (японская, китайская кухня). От 10 месяцев 1,5 млн. руб. (паушальный взнос – 450 000 руб., роялти 6%) 500 000 руб.
7 «Персональное решение» Услуги по аренде грузчиков 4 – 7 месяцев До 3 млн. руб. (вступительный взнос + роялти 4000 – 7000 руб.) 150 000 руб.
8 «InfoLife» Образовательные услуги населению: экспресс-тестирование, профориентация. От 7 дней Разные пакеты от 30 000 руб. 30 000 – 750 000 руб.
9 «Like» Сеть хостелов. От 2 месяцев От 350 000 руб. 100 000 руб.
10 «Бодрый день» Сеть кофеен «кофе с собой». 1 – 5 месяцев 130 000 руб. (взнос – 80 000 руб.) От 80 000 руб.

Сейчас на российском рынке множество самых разных франшиз и весьма выгодных предложений. Есть и без вложений или на льготных условиях, с минимальными затратами, быстро окупающиеся, или долгосрочные.

В любом случае выбор франшизы нужно соотносить с имеющимися собственными ресурсами (и финансовыми, и личностными). Как пример, можно открыть франшизу пивного магазина или франшизу автозапчастей, т.к. обе эти сферы бизнеса относятся к высокодоходным.

Отечественные франшизы зачастую отличаются оригинальными идеями или маркетингом. Если удачно выбрать направление и грамотно инвестировать, то вполне реально получать хороший доход в оптимально короткие сроки, создав весьма выгодный бизнес.

Поделиться
Записи по теме
1 комментарий
  1. Анна -

    На своем опыте убедилась, что для начинающего предпринимателя самым выгодным будет — покупка франшизы. Пять лет назад с мужем купили франшизу на производство кондитерской продукции. Благодаря этому шагу мы смогли закупить фирменное оборудование по льготным ценам и получили бизнес стратегию, которую сами не смогли бы составить на тот момент. Чтобы не тратить деньги в пустую — рекомендую подобным образом начинать всем, кто не имеет опыта ведения бизнеса.

Комментировать