Как и в какие сроки проводится встречная налоговая проверка?
С целью контроля полноты уплаты налогов в Государственный Бюджет Налоговая Служба Российской Федерации проводит различные виды проверок, наиболее «страшными» среди которых являются выездные и камеральные.
Они сами по себе не приводят в восторг бухгалтеров любой организации. Но не редки случаи, когда в дополнение к основной проверке задействуются дополнительные подвиды, такие как, например, встречная налоговая инспекция. Что это такое? Как и с какой целью проводится? Какие могут быть последствия?.. Ответы на все эти вопросы вы найдёте в данной статье!
До проверок, как правило, подается отчет о деятельности некоммерческих организаций в Минюст.
Встречная налоговая проверка – что это?
В ходе изъятия сотрудниками налоговой службы необходимой им документации и дальнейшего её изучения могут возникнуть вопросы к деятельности организации, её партнёрам либо к суммам/объёмам конкретных сделок. С целью уточнения информации и проверки цифр в изъятых документах инициируется встречная налоговая проверка.
Проводится она в следующем порядке:
- Налоговая служба составляет список прямых контрагентов и участвовавших в сделке сторонних организаций;
- Контрагенты проверяемого юридического лица получают запрос на предоставление чётко обозначенного пакета документов в Налоговую Службу;
- В пятидневный срок данный пакет подготавливается и отвозится в ФНС лично, либо отправляется по почте. После ФСН проводит проверку контагента;
- По результатам оценки и сравнения полного объёма имеющихся документов сотрудники Налоговой составляют соответствующее заключение, которое не предоставляется косвенно участвовавшим в проверке юр. лицам (контрагентам). В случае выявления нарушений на проверяемую организацию налагается штраф, административные меры наказания, а также возможно возбуждение судебного разбирательства.
В связи с тем, что наказать контрагентов, у которых были запрошены документы, Налоговая может только за несоблюдение сроков, многие организации и бухгалтера, в частности, не сверяют отправляемую информацию с партнёром. Но это чревато для обеих сторон.
Как открыть бизнес с минимальными вложениями?
Как проверить ОГРН?
Как НКО оформить отчет в Минюст?
Так как расхождения могут быть выявлены не только в документах проверяемого юридического лица, но и в ваших. И тогда сотрудники ФНС обязательно назначат внеплановую проверку, и уйти от наказания будет достаточно сложно, если возможно вообще.
Встречная налоговая проверка может быть проведена при любой объективной необходимости, а не только в рамках камеральной либо выездной инспекции. Это связано с тем, что законодательство никак не ограничивает условия проведения подобного вида проверок в отношении причин, сроков, частоты запросов и т.д.
Какие документы могут быть затребованы?
Перечень и объёмы запрашиваемого комплекта документации никак не регламентируется действующим законодательством, из-за чего довольно часто возникают спорные ситуации.
Так, например, Налоговая Служба может помимо документов по конкретной сделке запросить ваше собственное штатное расписание, маршрутные листы перевозок, данные по посредникам (например, транспортным компаниям) и т.д. Некоторые документы действительно необходимы, и запрос правомерен. Подробнее об этом рассказано в видео:
Это касается штатных расписаний и списков сотрудников, так как они могут быть использованы в целях выявления дополнительных взаимосвязей между организациями. Другой вопрос – данные об организациях, у которых в данный момент не проводится никаких проверок. Общая судебная практика показывает, что, хотя в Законе и не прописано, такие действия со стороны ФНС считаются неправомерными, и запрос на такие группы документов можно отклонять.
Но будьте готовы уплатить штраф, а затем отстоять свои права в суде.
Условия правомерности встречной проверки.
Чтобы запрос на предоставление документов со стороны Федеральной Налоговой Службы считался легитимным, должны выполняться следующие базовые требования:
- Запрос на пакет документов должен быть вручен представителю организации под расписку либо отправлен Почтой России с уведомлением о получении.Иначе нельзя доказать, что контрагент действительно получил его и обязан предоставить в пятидневный срок требуемый пакет.
- В случае если проверяемая организация находится на учёте в другом отделении ФНС, запрос контрагенту не может быть направлен напрямую из него, а должен исходить от соответствующего подразделения, в ведении которого находится сторонняя организация. В связи с этим в качестве дополнения должно прилагаться требование первого госоргана ко второму о формировании соответствующего запроса контрагенту.
- В обоих документах (если компании находятся на учёте в разных отделениях ФНС) должны в точности совпадать причина проведения проверки и перечень требуемых документов. Они должны быть чёткими и ясными. Без расплывчатых выражений и общих фраз.
Как проводится проверка патента через ФМС.
Если хотя бы одно из данных требований не выполняется, запрашиваются данные связанные с третьей стороной (организациями), либо у вас нет возможности предоставить все или часть из перечисленных в требовании документов, в пятидневный срок необходимо направить в сторону Налоговой Службы отказ с указанием соответствующей причины.
В качестве меры наказания за просрочку либо отказ в сотрудничестве на контрагента может быть наложен штраф в размере 5 000 рублей, а также административные меры наказания по отношению к уполномоченным лицам в размере 300-500 рублей.
И всё же после их исполнения запрос может повториться. Поэтому, рекомендуем соизмерять размер последствий с необходимостью сокрытия определённых документов и оспаривать правомерность встречной проверки в судебном порядке, раз уж на то пошло.
Кофейня по франшизе: выгодно ли?
Узнайте больше о налоги на имущество организации.
Что такое учетная политика организации?
Как удовлетворить требования ФНС?
Чтобы обязательства контрагента считались выполненными на 100% необходимо соблюсти определённые требования:
- Пакет документов либо отказ с указанием причин должен быть доставлен в Налоговую Службу в течение пяти дней со дня получения запроса;
- Состоять он должен из копий оригиналов документов с синей печатью организации и подписью руководителя. ФНС не имеет права требовать нотариально заверенные копии;
- Если в перечне присутствует многостраничный документ, он должен быть прошит и подписан на месте сшива. Все страницы должны быть пропечатаны, пронумерованы, и на обороте последнего листа должна располагаться печать + подпись с указанием должностного лица и точного количества страниц;
Все требования Федеральной Налоговой Службы будут соблюдены, и никаких штрафных санкций не последует.
Главное всегда помнить, что отправляемые документы должны иметь минимальное расхождение с аналогичными, изъятыми у проверяемого партнёра. И тогда ваше сотрудничество и репутация в глазах Налоговой будут только расти и крепнуть!