Эффективная технология составления бухгалтерской отчетности организации

0

Залог успешного функционирования компании и отсутствия претензий со стороны проверяющих органов — тщательное составление бухотчетности. Она фиксирует реальную картину успешности и стабильности компании или, напротив, наличия больших проблем.

Зачем составляется бухгалтерская отчетность

технология составления

Актуальность и прозрачность сведений о финансовых операциях — гарантия лояльности проверяющих организаций и доверие иных внешних пользователей. К их числу относятся государственные структуры, ревизоры, кредиторы и потенциальные инвесторы.

Внутренние пользователи в итоге получают эффективный инструмент определения эффективности предприятия, составления долгосрочных прогнозов.

Как подается отчетность некоммерческих организаций в Минюст.

Содержание отчетности

Список форм регламентируется Законом РФ N 402-ФЗ. Сюда входят: бухгалтерский баланс, отчет о:

  • полученной выручке и понесенных убытках;
  • изменении, инвестировании и перемещении капитала;
  • активах, инвестициях, наличии задолженностей;
  • имеющемся пакете акций и наличии резервов;
  • объемах продаж и т.д.

А также заключение тщательной аудиторской проверки о реальности цифр, обозначенных в документации и пояснительная записка.

объект налогообложенияКак определить объект налогообложения?

Принципы и формулы ПСН: читайте далее.

Бизнес для женщин: креативные идеи.

Международные и российские стандарты

Интенсивные процессы интеграции российских предприятий в мировую экономику требуют перевода бухгалтерской отчетности в формат международных стандартов, единого подхода к управлению бизнесом.

Преимущества подобной трансформации:

  1. Привлечение иностранных инвесторов, испытывающих большее доверие к более понятному для них и прозрачному формату документации. Достижение максимального взаимопонимания в работе с зарубежными партнерами. Поиск иностранных инвесторов без перевода отчетности на формат МСФО попросту невозможен.
  2. Повышение эффективности участия в торгах на ведущих фондовых биржах мира, так как именно такой формат бухгалтерской документации, представляемой иностранными эмитентами, допускается для определения курсовой стоимости ценных бумаг.
  3. Оптимизация в направлении большей информативности документации и практической пользы при принятии важных решений;
  4. Включение в консолидированную отчетность материнских компаний;
  5. Оптимизация системы управления любой компанией.

Благодаря внедрению МСФО организации смогут выбирать оптимальные именно для них способы расчетов и учета.

Различия международных и российских норм

Следует обозначить ключевые несовпадения международных стандартов финансовой отчетности и российских стандартов бухучета. Речь идет также о разнице показателей при оценке прибылей и убытков.

Основные отличия

Отличия РСБУ МСФО
1. Отчетный период Отчет формируется по итогам работы за отчетный год: с 01.01. по 31.12. Нет привязки к календарному году. Требуется сопоставимость отчетных периодов.
2. Определениеотчетной даты Отчетная дата — последний календарный день отчетного периода Составление финансовой отчетности — минимум раз в год без привязки к конкретной дате. Констатация факта неполной сопоставимости отчетов позволяет указать оптимальную отчетную дату.
3. Использование понятия «профессиональное суждение» Не применяется совсем. Отчеты составляются исключительно на основании первичного документа Активно применяется, например, при:
подборе ставки дисконтирования;
анализе денежных потоков;определении различных критериев: величины ликвидационной стоимости, метода амортизации и т.д.;составлении договоров аренды и т.д.
4. Способ отражения финансовой деятельности Основной упор делается на юридический аспект, правильное оформление документации. Экономическая составляющая, как правило, не учитывается. Разница подходов РСБУ и МСФО приводит к несовпадению показателей прибылей и убытков. Приоритет аспекта экономического над юридическим
5. Дисконтирование для оценки активов при учете временной стоимости денег Почти не применяется

В документации операции не фиксируются.

Актив учитывается по номинальному объему платежей. При таком подходе возможны значительные расхождения с реально существующими данными

Активно используется для:
обеспечения инвесторов актуальной финансовой информацией;
измерения стоимости активов;
при отсрочке расчета дисконтированной стоимости отложенной оплаты.
6. Учёт финансовых вложений Рассчитываются с учетом первоначальной стоимости. Дисконтирование, как правило, не используется.В итоге возможны значительные искажения в отчете. Учёт осуществляется по справедливой или амортизированной стоимости. В последнем случае применяется эффективная процентная ставка
7. Справедливая стоимость для оценки обязательств и активов Учет осуществляется по исторической стоимости Широко применяется для точной оценки перспектив и обеспечения инвесторов достоверной информацией.
«Справедливая стоимость» — надежный инструмент измерения текущей рыночной стоимости
8. Обесценение активов Тестирование активов и основных средств законодательно не прописано и не входит в перечень обязательных процедур.В результате происходит завышение балансовой стоимости активов. Достоверность отчета при этом может быть подвергнута большому сомнению. Производится тестирование активов на обесценение, чтобы показатели балансовой стоимости активов не превысили показатели прибыли от их использования или реализации.
9. Принцип соразмерности доходов и расходов Практически не соблюдается, что неизбежно приводит к нарушениям и искажению достоверности отчетов. Стандарты МСФО, позволяют производить учет на основании принципа соответствия доходов и расходов.Учет расходов производится при тщательном их сопоставлении с получаемыми прибылями.
10. Последовательность предоставления финансовой отчетности Изменение содержания и формы бухгалтерского отчета возможно лишь в исключительных случаях Возможны отступления от стандартного порядка для наиболее достоверного и адекватного отражения финансовых операций
11. Существенность и агрегирование Финансовые данные при несущественности фиксируются в виде общей суммы. Если содержание статьи не является поводом для её обособления, она может быть объединена с другими разделами отчета

Особенности составления

Ведение бухгалтерской отчетности — скрупулёзный и очень ответственный процесс, требующий соблюдения определенного алгоритма действий.

бизнес без вложенийБизнес с минимальными вложениями: пример с расчетами.

Бизнес-план салона красоты: путь к успеху.

Понятие спецрежимов налогообложения: читайте тут.

Правила

этапы, порядок составления

  1. Тщательный подготовительный период.
  2. Рядом с исправлением должна быть зафиксирована дата его внесения и подпись лица, внесшего коррективы.
  3. При отсутствии цифры ставится прочерк.
  4. Отчетность формируется за отчетный год: с 01.01. по 31.12.
  5. Запрещается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков за исключением оговоренных законодательными актами случаев.
  6. Сопоставимость текущей отчетности с данными в предыдущих отчетах.
  7. Соблюдение норм оформления документов:
    • наличие подписи главного бухгалтера и руководителя организации;
    • наличие аудиторского заключения (при необходимости проведения аудита);
    • отсутствие помарок и ошибок.

Принципы

При формировании документации следует руководствоваться следующими основными принципами:

  • достоверность (отображение реального положения дел);
  • нейтральность (отсутствие субъективных оценок и выборочного предоставления информации);
  • соответствие: учет окупившихся расходов в форме обязательств, перевод будущих расходов в издержки;
  • учет финансовых операций по начислению;
  • консерватизм: обоснованность и объективность информации, использование достоверных данных о реально полученных доходах без искажений и подтасовок;
  • разумность: отсутствие излишней детализации данных.

Этапы

Рекомендуем ознакомиться с этим видео:

Алгоритм создания бухгалтерской отчетности предполагает следующие действия:

  • подготовка первичной документации;
  • инвентаризация имеющегося имущества и финансовых обязательств;
  • определение достоверности данных в первичных учетных документах;
  • оценка имущественных статей;
  • проверка счетов, исправление ошибок;
  • закрытие счетов с дальнейшим определением размера чистой прибыли, объема продаж продукции, реализации услуг, эффективности непрофильных видов деятельности;
  • реформация баланса для распределения полученной прибыли (списания убытков) в виде обнуления сальдо 31.12. отчетного года;
  • составление оборотной ведомости с внесением необходимых корректировок.

логия составления

Ведение бухгалтерской отчетности предполагает:

  1. Соблюдение обозначенных принципов ведения отчетности.
  2. Четкое соблюдение этапов отчетности.
  3. Выполнение процедур, предваряющих заполнение форм.
  4. Соблюдение регламента.
  5. Проведение аудита.
  6. Анализ отчетности.

Технология выполнения бухгалтерской отчетности предполагает соблюдение правил и определенного регламента.

Правила заполнения бухгалтерского баланса по форме №1

Заполнение таблиц на двух страницах:

  • с данными об активах на одной;
  • с информацией о пассивах (обязательствах) на другой.

При этом учитываются текущий отчетный период и два предыдущих. На бланке заполняются следующие разделы:

  • шапка отчета с указанием даты составления баланса, названием и реквизитами организации;
  • таблица всех активов;
  • таблица пассивов;
  • проверка совпадения активов и пассивов.

Правила создания отчета о прибылях и убытках по форме №2

содержание и структура

  1. Обозначение отчетного периода.
  2. Информация о предприятии.
  3. Используемая единица измерения.
  4. Информация о доходах и расходах организации за текущий и предшествующий отчетные периоды.
  5. Данные об обязательствах и налоговых активах.
  6. Точная дата составления отчета.
  7. Подпись директора предприятия и главного бухгалтера.

Периодичность

Оформление отчетности осуществляется не менее одного раза в год. Регламент конкретной компании может предусматривать более частую периодичность: каждый месяц, ежеквартально, раз в полгода или девять месяцев.

Полная инструкция по составлению бухгалтерской отчетности содержится в Приказе Министерства финансов РФ №115 от 19.10.1995.

Аудиторские проверки

Аудит обязателен для следующих организаций:

  • ОАО;
  • банки;
  • страховые компании и биржи;
  • организации, прибыль которых за предыдущий отчетный период оказалась больше 400 млн рублей;
  • компании с суммой активов более 60 млн рублей (в прошлый отчетный период).

Типы аудиторских проверок: обязательные и инициативные, выборочные и сплошные, тематические и комплексные. Проверке подлежат все отчетные документы, достоверность и соответствие различных показателей;

Анализ финансовой отчетности

Определяется уровень успешности предприятия, объем её активов и рациональность их использования, эффективность менеджмента.

Анализ бухгалтерского баланса определяет:

  • объем активов, их ликвидность, обеспеченность ими обязательств организации;
  • источники активов;
  • определение взаимосвязи пассивов и активов;
  • эффективность организации в плане генерирования, сохранения и наращивания капитала.

прибыли и убытки

Анализ прибылей и убытков определяет:

  • наличие резервов для наращивания прибыли;
  • уровень рентабельности;
  • динамику чистой и балансовой прибыли;
  • факторы, влияющие на прибыль.

Требования к готовой бухгалтерской отчетности

Необходимо учитывать данные всех подразделений, входящих в структуру организации.
Перечень ключевых требований к отчетности:

  • документация должна составляться на русском языке;
  • данные предоставляются в валюте РФ и фиксируются в тысячах (миллионах) рублей без десятичных знаков;
  • отрицательный показатель помещается в круглые скобки;
  • наличие прочерка при отсутствии значений;
  • сопоставимость показателей, относящихся к разным отчетным периодам;
  • отсутствие зачета между активами и пассивами.

Важность достоверного, прозрачного, составленного по всем канонам бухгалтерского отчета сложно переоценить.

Именно в таком документе нуждаются внутренние и внешние пользователи. Имея на руках реальные данные проще наметить перспективы развития предприятия, повысить эффективность его работы, совершить работу над ошибками.

Поделиться
Записи по теме
Комментировать