Составление отчетности: этапы формирования бухгалтерских отчетов
Каждое предприятие обязано вести бухгалтерский учет. Составление отчетности – ответственное занятие, выполнение которого идет с соблюдением всех правил и этапов, установленных законом и налоговым кодексом в частности.
Эти требования претерпевают изменения ежегодно, поэтому данного рода информацию необходимо мониторить постоянно, чтобы не допустить ошибок и нарушений законодательства.
Правила и этапы составления бухгалтерской отчетности
Отчетность дает возможность проверки полноты фиксации всех операций предприятия в бухгалтерских документах за истекший период. При этом нет разницы проводятся ли платежи наличными денежными средствами или безналичным путем. Также на основании отчетности специалисты делают выводы о рентабельности деятельности предприятия, его инвестиционной привлекательности.
Система налогообложения представляет собой совокупность всех сборов и налогов, которые обязательно должны выплачивать предприятия и физические лица, а также порядок их начисления и уплаты в государственный бюджет. Существует несколько видов системы налогообложения.
Подготовка и ведение бух. документации в организации
К основным правилам относят следующие:
- Подготовительные работы до составления отчетности – составление и использование бухгалтерской отчетности отчет по практике.
- Отчеты оформляются по стандартной форме.
- Исправления заверяются подписью лица, производившего исправление и датой исправления.
- Отчетность в обязательном порядке заверяются подписями главного бухгалтера, а также руководителя предприятия.
- Отчетность подписывается после проведения аудиторской проверки отчетности и составления аудиторского заключения (для фирм, подлежащих обязательному аудиту).
Видео: содержание и состав финансового учета компании
Бухгалтерская отчетность составляется в несколько этапов, описанных в этом видео:
Этапами составления являются:
- Аккумуляция всей первички.
- Сопоставление данных аналитического и синтетического учета.
- Инвентаризация всех статей баланса.
- Проверка сделанных по счетам записей. В случае выявления ошибок необходимо внести исправления.
- Закрытие счетов.
- Расчет финансовых результатов неосновой деятельности.
- Расчет чистой прибыли.
- Реформация баланса.
- Внесение операций, проведенных по окончании отчетного периода.
Составление отчетности и проведения всех мероприятий, сопутствующих этому, стоит доверять опытному и проверенному бухгалтеру. Это снизит риск допущения ошибок или внесения исправлений в документы.
Условия формирования
- Показатели результативности деятельности филиалов в обязательном порядке вносятся в общую отчетность.
- Отчетность предоставляется в налоговые органы на бумажных или электронных носителях.
- Указывается достоверная информация обо всем имуществе, а также о финансовом состоянии.
- Составление ведется на русском языке, валюта расчетов – рубль.
- Не должно быть противоречий между операциями и учетной.
- Обязательна полнота и достоверность вносимых данных.
В случае отправки отчетности в налоговый орган в электронном виде по защищенным каналам связи, для предотвращения не поступления адресату документов продублировать их на бумажном носителе или связаться непосредственно с получателем.
Узнайте, как выбрать систему налогообложения для ИП.
Бизнес-план тепличного хозяйства – что необходимо учитывать?
Особенности бизнес-плана магазина одежды: читайте тут.
Подготовительные работы
- Проверка данных первички.
- Инвентаризация обязательств организации.
- Инвентаризация всего имущества.
- Уточнение оценки имущественных статей баланса.
- Проверки всех счетов.
- Закрытие всех счетов.
- Реформации баланса.
- Формирование оборотной ведомости.
Данные работы очень важны, так как являются фундаментом правильного составления отчетов. Поэтому следует уделять им больше внимания.
Этапы составления
Баланс – главная форма отчетности фирмы, состоит из активов (показывают стоимость имущества) и пассивов.
Актив:
«Внеоборотные активы» – информация о нематериальных активах (авторские права, патенты, права на товарный знак или компьютерные программы, деловая репутация фирмы) и основных средствах. Отдельно выделены суммы строительства (незавершенного) и вложений в материальные ценности. Сюда относятся долгосрочные вложения фирмы. Все активы, не подходящие к предыдущим статьям, собраны в строке 150.
«Оборотные активы» – их стоимость перераспределяется на доходы за короткий промежуток времени – сырье, материальные ценности различного рода, готовые товары и продукция на продажу. Отдельно указываются краткосрочные финансовые вложения сроком до одного года, дебиторская задолженность и НДС.
Пассив:
- «Капитал и резервы».
- «Долгосрочные обязательства».
- «Краткосрочные обязательства».
Суммы, отраженные по строкам 300 и 700 должны быть равны. В случае их совпадения можно говорить о правильности составления баланса и полноты отображения всех операций по счетам. В противном случае следует проверить полноту внесения всех сумм по строкам.
Финансовые результаты деятельности предприятия
Является вторым по значимости отчетом и предназначен непосредственно для определения экономической результативности деятельности в целом за анализируемый период. Из его данных делается анализ рентабельности организации. Здесь указываются все доходы и расходы. Причем они классифицированы по видам деятельности:
К показателям от обычной деятельности относят:
- выручка;
- себестоимость товаров;
- коммерческие и управленческие расходы;
- прибыль или убытки.
К показателям прочей деятельности относят проценты за выданные и полученные кредиты, доходы или расходы от участия в сторонних организаций.
Данный отчет дает возможность сопоставления показателей нескольких периодов. Есть возможность проводить анализ показателей в динамике. Это достаточно удобно для специалиста, когда перед глазами показатели хозяйственной деятельности за предыдущие периоды. После формирования отчета у бухгалтера и экономиста перед глазами имеется полная картина экономического благосостояния организации.
Глядя на статьи отчета, делаются выводы о том, на какие направления деятельности стоит акцентировать внимание, чтобы поднять эффективность отдачи по ним. Какие-то виды деятельности стоит прекратить из-за их убыточности или малоэффективности.
Пояснительная записка
Не обязательна для представления в налоговые органы. Служит для аккумулирования дополнительной информации, касающиеся непосредственно финансовой картины фирмы. Данные сведения не относятся к разделам основных форм отчетности. Отличает данную форму от остальных то, что показатели здесь могут иметь не только денежный или количественных характер, но и описательный.
Часто фирмы составляют записку для более наглядного отображения рентабельности ее деятельности, перспектив развития и возможностей быстрой окупаемости. Данная информация очень интересует инвесторов. Пояснительную записку оформляют один раз в год. Промежуточных стадий нет, показатели указываются по состоянию на 31 декабря. Записка прикладывается к годовой отчетности.
Разделы записки, наиболее часто используемые:
- Информация о деятельности фирмы;
- Изменения, касающиеся учетной политики;
- Сведения о прочей деятельности – покупки акций или других ценных бумаг;
- Инвестиционная деятельность;
- Данные о структурных предприятия и дочерних организациях;
- События после отчетной даты.
Оформление патента: эффективное налогообложение.
С чего начать, составляя бизнес-план кондитерской пекарни?
Подготовка к открытию химчистки – как составить бизнес-план.
Аудиторское заключение
Многие фирмы подпадают под обязательный аудит с составлением заключения. Без него нельзя предоставлять отчетность в налоговые органы.
Аудиторская организация или же индивидуальный аудитор проводят полную проверку всех форм отчетности и дают собственный вывод об их достоверности.
Содержание заключения:
- наименование;
- адрес проверяемого юридического лица, а также всех акционеров, если проверяется отчетность ОАО, участники, если ООО;
- данные о проверяемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
- данные о проверяющем – аудиторской организации, индивидуальном аудиторе;
- список аудируемых документов отчетности с указанием периода, за который она составлена;
- перечень мероприятий, проведенных аудитором для выражения мнения (объем аудита);
- Итоговый вывод проверяющего;
- Личная подпись проверяющего;
- Дата составления.
В заключении оговаривается соответствие мероприятий по проверке всем федеральным стандартам аудита.
Перед заключением договора на оказание услуг проверки с аудитором стоит запросить у него документы, подтверждающие право заниматься данной деятельностью. В случае их отсутствия заключение не будет иметь никакой юридической силы.
Современная ситуация на бирже труда говорит о наличии большого количества бухгалтеров. Но это еще не значит, что все они профессионалы и справятся с составлением бухгалтерской отчетности. Для того, чтобы быть профессионалом в этом деле, необходимо иметь первоклассные знания, навыки и логику. Все это приходит с опытом.
К счастью, на рынке услуг действует множество фирм, предоставляющие данные виды услуг. Причем они несут ответственность за качество своей работы, а также предоставляют гарантии безупречного выполнения любых заданий. Не забывайте вовремя отправлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы во избежание штрафных санкций.
Читайте про то, как можно проверить действительность патента при найме сотрудника.