Как производится нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России?

0

На сегодняшний день невозможно представить успешную организацию, не использующую в своей деятельности различные виды учёта, в том числе так называемый, «посмертный» бухгалтерский учёт.

Он получил своё название и репутацию из-за того, что вся информация предоставляется постфактум, когда уже невозможно что-то исправить и изменить. К тому же, всё должно быть точно и полно отражено, в соответствии с установленными правилами под страхом достаточно суровых наказаний.

Основные принципы бухучёта

Как и любая другая «наука», бухгалтерия строится на определённых принципах и правилах. Ознакомимся с перечнем принципов:

стандарты бухгалтерского учета

  1. Автономности.
  2. Регистрации.
  3. Двойной записи.
  4. Начислений.
  5. Денежного измерения.
  6. Периодичности.
  7. Консерватизма.
  8. Конфиденциальности.
  9. Действующей организации.
  10. Преемственности.

В полном соответствии с данными базовыми правилами выстраивается вся структура и политика бухучёта.

Составляются и оцениваются нормативно-правовые, а также методические документы. Ни один из них не может противоречить принципам бухучёта.

Система нормативного регулирования

в РФ

Ведение бухучёта на организации, а также сдача отчётности строго регламентируются целым перечнем документов (нормативных актов).

Наряду с ним существует свод «рекомендательных» (методических) материалов, которые носят необязательный характер. Организации используют его самостоятельно при разработке внутренней политики бухгалтерского учёта.

Что же касается обязательных, все нормативные правовые документы разделены на четыре уровня по значению:

  1. Высшие: Указы Президента и постановления Правительства РФ, напрямую либо частично касающиеся бухучёта.
  2. Положения бухгалтерского учёта.
  3. Методические материалы: Рекомендации Министерства Финансов РФ и смежных структур.
  4. Внутренние документы, определяющие политику бухучёта внутри самой организации.

Как проводится составление и использование бухгалтерской отчетности.

Разберём более подробно состав каждого из уровней:

Первый уровень — ГК и НК Российской Федерации, Законы Федерального значения, постановления Правительства, а также один из основополагающих документов – Федеральный Закон №129 от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учёте». Подробнее о субъектах предпринимательства и нормативном регулировании их деятельности в этом видео:

Второй уровень содержит свод положений, которые представляют, по сути, полный перечень правил ведения учёта на предприятиях-представителях различных отраслей и форм организации. Они уточняют пункты Закона о бухгалтерском учёте. На данный момент насчитывают 21 положение о ведении бухучёта.

Единственный задействованный государственный орган на данном уровне – Минфин России.

Третий уровень состоит из документов, конкретизирующих правила и стандарты ведения учёта в каждой из отраслей хозяйствования.

Он позволяет максимально углубиться в специфику каждой отрасли и найти ответы на нетипичные вопросы учёта. Разрабатываются данные методические материалы Министерством Финансов РФ совместно с другими ведомствами.

автозапчастиМагазин автозапчастей по франшизе: как открыть?

Франшиза Фикс Прайс: плюсы и минусы.

Как зарегистрировать ООО? Читайте далее.

Все изданные и издающиеся приказы Минфина, в зависимости от наименования подразделяют на:

в России

  • Положения по бухучёту и отчётности в России;
  • ПБУ (Положения по Бухгалтерскому Учёту);
  • План счетов для учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его использованию;
  • Методические инструкции, указания и рекомендации;

Четвёртый уровень составляют внутренние нормативные документы организации, которые подразделяются на:

  • Документы, определяющие учётную политику;
  • Документ, утверждающий формы первичных документов, использующихся при ведении учёта;
  • Графики движения документации;
  • План счетов организации;
  • Формы и стандарты внутренней отчётности;

Право организаций на самостоятельное определение учётной политики закреплено пунктом пятым Положения по ведению бухгалтерского учёта.

Отсутствие одного или нескольких документов из данного списка часто встречается, но это грубое нарушение законодательства РФ и стандартов ведения бухучёта.

Базовые требования к ведению учётных документов

учета и отчетности

Дабы избежать разрозненности информации и повысить уровень стандартизации в отчётах, правительство РФ при содействии подчинённых структур разработало и ввело перечень требований к ведению документов учётного назначения.

Его краткое содержание:

  1. Весь учёт имущества, связанных с ним операций и возникших обязательств ведётся в национальной валюте – Российских Рублях.
  2. Учёт собственного имущества организации обособляется от учёта находящихся в её ведении товарно-материальных ценностей других организаций.
  3. Процесс ведения бухучёта непрерывен на протяжении всего периода существования организации и начинается в день её официальной регистрации.
  4. Все хозрасчётные данные записываются методом двойной регистрации на связанных счетах, перечисленных в утверждённом плане счетов. Сальдо по аналитическим и синтетическим счетам должно совпадать всегда.
  5. Недопустимо исключать из учёта какие-либо внутренние либо внешние операции, а также данные, полученные в ходе инвентаризации.
  6. Необходимо вести раздельный учёт затрат по капитальным вложениям и расходам на производство.

Нарушение даже одного из вышеперечисленных пунктов грозит организации штрафными и карательными санкциями вплоть до признания банкротства и закрытия юр. лица.

Тут описаны штрафы за несдачу баланса.

на селеИдеи бизнеса на селе: читайте тут.

Сезонный бизнес: выгодно ли?

Бланки строгой отчетности: состав.

Чем следует руководствоваться бухгалтеру

При ведении учёта хозяйственно-экономической деятельности каждый сотрудник отдела бухгалтерии должен руководствоваться данными из следующих источников:

финансовая отчетность

  • Закон «О бухучёте»;
  • Бухгалтерское законодательство Правительства РФ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
  • Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);
  • План счетов и инструкция к его применению;
  • Методические указания и инструкции Министерства Финансов РФ.

Важно знать, что входит в состав бухгалтерской отчетности.

Следует помнить, что пункты 3 и 4 являются разными нормативными документами, но имеют равную силу. Что означает, что руководствоваться нужно обоими и советоваться с более опытными бухгалтерами, в случае обнаружения несостыковок.

Зная и соблюдая все предписания, рекомендации из вышеперечисленных источников, вы можете быть уверены в корректности ведения бухучёта в вашей организации.

Читайте про технологию составления бухгалтерской отчетности.

Поделиться
Записи по теме
Комментировать